Верите ли вы рекламе?

  • Posted on: 19 February 2015
  • By: dimikkio

В статье репетитора английского Отрадное критически разбираются характерные приемы недобросовестной рекламы в области преподавания английского языка.


Вопрос отношения к рекламе и доверия ей становится с каждым днем все сложнее. Скажу за себя - на меня реклама действует по минимуму, но все-таки действует. В основном, на уровне подсознания, когда узнаешь какой-то бренд, и мелькает мысль - это, наверное, лучше, чем другие. Где-то я это слышал, откуда-то я это знаю.

 

Но насколько все-таки реклама честна с нами? Ведь мы прекрасно знаем ответ - вообще не честна, потому что на войне, как на войне - все средства хороши. Правда, замечу в скобках, мне, воспитанному в СССР, такая война и такая нечестность не очень нравится.

Все то же самое мы видим и в области английского языка. Все громко кричат "Мы - лучшие", и это называется рекламой. Примеры? Их есть у меня.

Когда речь идет о преподавании английского языка, слово "методика" начинает обладать магическими свойствами. Мне иногда кажется, что это слово   должно произноситься "трах-тибидох", то есть, как заклинание старика Хоттабыча в момент совершения очередного чуда посредством вырывания волоска из его бороды. Многие, очень многие верят в волшебные методики изучения английского языка. Похожие вещи происходят в мире настольного тенниса, где продвинутые любители неустанно ищут волшебный инвентарь, хотя профи говорят в один голос, что инвентарь определяет примерно 10% игры любого игрока, будь то любитель, или профессионал.

Можно спорить о цифрах, но совершенно очевидно, что методика подобна инвентарю в настольном теннисе и в других видах спорта - это далеко не 100% успеха в обучении английскому языку. Если уж мы заговорили о процентах, то мое мнение такое - в 100% успеха в обучении английскому языку примерно 50% отводится мотивации и обучаемости конкретного студента, 40% - классу и свежести преподавателя, и 10% - методике. Вполне возможно, когда вы задумаетесь об этом, вам придут в голову другие цифры. Важно, что они существуют. Думаю, вы согласитесь, что плохой преподаватель сможет испортить самую хорошую методику. Простой экстремальный пример: школьного учителя сильно не любят дети, за равнодушие, несправедливость и вообще за низкий уровень. Бывает такое? Мы все знаем, что бывает. И что будет в такой ситуации с прекрасной британской методикой изучения английского языка, взятой на вооружение?

Пусть пример и экстремальный, но он показывает, что личность преподавателя важнее методики. А это, в свою очередь, означает, что курсы и школы английского языка не могут делать вообще никаких далеко идущих заявлений по поводу своей эффективности. То есть, делать-то их они могут, но они будут касаться 10% общего успеха. Если считать, что я сгущаю краски, и от методик зависит больше, то можно удвоить эту цифру. Пусть 20%. Никакая школа или курсы не смогут гарантировать, что конкретный преподаватель, который достанется вашей группе, будет существенно выше среднего уровня. Это - один из весьма существенных недостатков группового обучения - невозможность выбора преподавателя.

Но давайте теперь посмотрим, насколько честна все-таки бывает весьма агрессивная реклама типа "Мы-лучшие". Взглянем на таблицу из рекламы некоторых курсов.

 

В  чем эффективность обучения ALIBRA SCHOOL?
  В уникальной методике!

                                                                                   

        ALIBRA SCHOOL

Другие школы

1 Логика    – вместо сотен грамматических правил

Механическая    зубрежка и заучивание правил грамматики

2 Вся    грамматика – в одном курсе!

Грамматика    «разбросана» по разным уровням, удаленным друг от друга на многие месяцы

3 Технология    прямого ассоциирования при изучении лексики

«Зубрежка»    лексики способом слово-перевод

4 2000    новых слов в активной памяти в рамках одного курса

Не    более 400 слов на каждом уровне

5 Технология    поддержки памяти методом интервальных повторений всего материала, от изучения    лексики до грамматики

Стандартный    путь «прошел и забыл»: однократное изучение тем грамматики, нет системы    повторения материала

6 Разговорные    тренинги на все современные темы. Мотивационные технологии к обучению

Технология    «пересказов и переводов», заучивание диалогов

 

Я  отдельно прокомментирую каждую строку таблицы, для удобства я присвоил им номера.

1 Ни один хороший современный преподаватель, по какой бы методике он ни работал, не ориентируется на механическую зубрежку, и тем более, на "заучивание правил грамматики". Все, абсолютно все преподаватели английского языка используют логику, потому что английский - аналитический язык, в отличие от, например, русского.

То есть, этот пункт звучит на самом деле так: Только у нас - хорошие преподаватели, в остальных местах, очень плохие преподаватели, все члены партии с 1905 года. То есть, очень преклонного возраста, если кто не помнит этого бородатого анекдота советских времен.

2 Увидев словосочетание "вся грамматика", я настораживаюсь. Что оно означает? Совершенно не зря существуют уровни компетенции в области английского языка, которым соответствуют разные объемы грамматики. Что, предполагается, что всем студентам быстро и сразу сгрузят грамматику самого высокого уровня С2 = Very Advanced/Mastery, а дальше они сами решат, что с ней делать?
Подход "Грамматика    «разбросана» по разным уровням, удаленным друг от друга на многие месяцы" - это то, что нужно. Именно он позволяет изучать первым делом наиболее важное, постепенно продвигаясь к более продвинутому, но второстепенному. Насчет "удаленным друг от друга на многие месяцы" - это маленькое передергивание. Проходить учебник можно и быстро. Вопрос в том, как все будет усваиваться средним студентом.
Но современные английские учебники, я думаю, достигли некоего максимума качества, и разброс между ними незначителен. Я думаю, серьезных прорывов в методике следует ожидать в области искусственного интеллекта и 3D технологий - когда вы фактически будет вести диалог с виртуальным носителем языка. Будь в английском больше денег, многое можно было бы сделать уже сейчас. Но и то, что есть, весьма хорошо, и утверждать, что одна методика в три раза лучше другой - то же самое, что сказать, что фотоаппараты Кэнон в целом в три раза лучше фотоаппаратов Никон.

3 Никто из хороших преподавателей не полагается на зубрежку слово-перевод. К примеру я использую

1 технические средства (Lingvo Tutor, MyEnglish, ...)
2 свой авторский метод контраста
3 изучение словосочетаний и фраз (пословиц, цитат великих и т д)
4 классические флеш-карты
5 мнемонические ассоциации в стиле Гарибяна, но без грязи, естественно
6 расширенные мнемонические ассоциации. Например, одна из моих удачных: запоминаем слово noise = [нойз] шум, вспоминая библейскую притчу про Ноя: НОЙ Звал зверей ШУМно.

   Однако конкретный способ сильно зависит от студента - кому-то лучше компьютер, кому-то - мнемонические ассоциации.
 Но опять мы приходим к тому, что утверждение из рекламы, на самом деле, читается: Только мы знаем общеизвестные современные методики изучения слов. Другие не умеют пользоваться интернетом, и, вдобавок, не умеют читать.

4 Насчет 2000 слов за курс - уважаю намерение, но сильно сомневаюсь. Вы можете дать и 3000 слов, а вот сможет ли средний студент их усвоить? Но насчет "Не более 400 слов на каждом уровне" - откровенная неправда. Например, популярный курс Headway в каждом уровне имеет в районе 900-1000 слов. Cutting Edge - аналогично. Зачем писать откровенную ерунду?

5 Покажите мне британский учебный комплект, в котором многократное повторение пройденного не было бы одной из характерных особенностей. Таких просто нет. Поэтому утверждение из таблицы звучит так: ни на каких других курсах не занимаются по британским методикам. Реально?

6 "Разговорные    тренинги на все современные темы. Мотивационные технологии к обучению" - а чем, собственно, плохи диалоги? И чем, собственно, они отличаются от "разговорных тренингов"? Все это - просто красивые слова. Реклама в чистом виде. А уж фраза "Мотивационные технологии к обучению", при ближайшем рассмотрении, и вовсе неправильна с точки зрения русского языка. Мотивационные технологии обучения - так нас учили в СССР. Спасибо, Зоя Николаевна!

В общем, при внимательном рассмотрении от всех красивых слов в правой части таблицы ничего не остается. Ничего, кроме неприятного осадка от того, что нам попытались навешать лапши на уши.

Боюсь, что честные школы не могут рекламировать себя иначе, кроме как: Мы используем одну из лучших методик и мы гарантируем, что наши преподаватели не ниже среднего уровня. Все остальное - аналогично разобранному выше.

И это одна из приин, по которым хороший индивидуальный преподаватель английского языка всегда значительно эффективнее любых курсов. 

 Фактически, то, что я написал, очевидно любому зравомыслящему человеку средних и выше способностей, который потратил 10 минут на вдумчивое чтение вышеприведенной рекламы. Вопрос в том, что часто этих 10 минут у нас нет, и они этим пользуются.

 
 
Оцените, пожалуйста, статью: 
Average: 5 (1 vote)