Грамматика и лексика. Задания B4-B10. Часть I

  • Posted on: 13 February 2015
  • By: dimikkio

Репетитор английского Отрадное продолжает серию статей Сдать ЕГЭ на 100 баллов. В каждой статье серии разбирается один вид задания ЕГЭ. В данной статье речь идет о первом задании раздела 3: Грамматика и лексика.


 

В семи вопросах этого задания тестируется вся грамматика, которая проходилась в средней школе. То, что вопросов так мало, на самом деле, скорее плохо, чем хорошо. Если бы, к примеру, вопросов было 20 или 30, то наборы этих вопросов различались бы куда меньше, чем то,  с чем приходится сталкиваться в данный момент. Но жизнь, как и политика, это искусство возможного, и потому нам надо приспособиться к существующим типам заданий.

 Очень важно, что задание представляет собой связный текст, а не набор отдельных предложений. В связном тексте гораздо проще использовать контекст. Другими словами, подсказок в связном тексте гораздо больше, их надо просто увидеть и использовать.

 1 Определяем основное время.  Текст задания написан в определенном времени.  Это либо прошедшее время, либо  настоящее. Крайне маловероятно, что вы столкнетесь с текстом в будущем времени, мы такую возможность не рассматриваем.

 Итак, определяем это основное время . В нашем примере, по словам One winter evening, mum and dad were watching, The living room was very cosy – мы делаем вывод, что основное время– прошедшее.

 Определение основное времени – это не догма, а руководство к действию. Скажем, вы вполне можете столкнуться с ситуацией, когда первая часть текста – в прошедшем времени, а вторая – в настоящем. Тогда мы будем иметь два основных времени. Тем не менее, в этом случае текст разобьется на части, в каждой из которых будет свое основное время.

2 Выполняем задания, пользуясь подсказками.

 Одни из самых важных подсказок – and и but. Они, чаще всего,  соединяют грамматически однородные конструкции.

Полный текст задания – в самом конце статьи.


 

One winter evening Lena and her brother Harry B4 .......................................( PLAY )video games while their mum and dad were watching TV. The living room was very cosy with a nice log fire and everyone was happy.[1]

В В4 мы видим другую подсказку, тем не менее, похожую на and и but. Это – while и предложение, которое за ним следует: while their mum and dad were watching TV. В этом случае дляВ4у нас есть выбор– либо использовать Past Continuous: Lena and her brother Harry were playing…. , либо Past Simple Lena and her brother Harry played. К сожалению для нас, оба варианта правильны. К счастью для нас, естественно предположить, что все же дети играли в игры не меньше по времени, чем родители смотрели ТВ, и потому наш выбор Past Continuous:

Lena and her brother Harry В4 were playing…..


 

Then it started raining outside and the wind was strong and stormy. The sky B5...............(LIGHT UP) by flashes of lightning and the thunder was deafening.[1]

В В5 мы в качестве подсказки имеем by. Всегда, видя этот предлог, надо проверить, не  является ли он признаком страдательного залога. И действительно, само небо не может себя осветить.  Поэтому наш выбор:

The  sky B5 was lit up….

Замечание. Вообще, из 7 случаев один или два будут страдательным залогом. Очень редко – три или ни одного.  


 

Suddenly, all the lights went out and the electrical appliances stopped B6 .....................(WORK).[1]

В В6  мы сталкиваемся с неличной формой глагола. Среди 7 вопросов вам. Почти наверняка, попадется один, в котором используется инфинитив, причастие или герундий. Причастие, скорее всего, будет настоящего времени. Итак, в В6 мы вспоминаем стандартное «Stop talking!», и выбираем

...the electrical appliances stopped B6 working.


 

"Now what are we B7 ..................................?"( DO) asked Dad, who wanted B8 ........................( WATCH) a football match on TV.[1]

В В7 составители задания упростили нам жизнь, сообщив вспомогательный глагол: Now what are we… Соответственно, наши варианты Now what are we doing или Now what are we going to do.  Все-таки, в первом варианте слишком много уверенности, запланированности, так что однозначно выбираем второй вариант:

Now what are we В7 going to do.

 Сам по себе, вопрос В7 показывает простейшую ситуацию, в которой основное время не работает: это прямая речь. Совершенно очевидно, что внутри кавычек, отделяющих прямую речь от остального текста, время может быть любым.

 С такой же ситуацией мы сталкиваемся в В9.


 

"Now what are we B7 ..................?"( DO) asked Dad,  who wanted B8 ...............................( WATCH) a football match on TV.[1]

В В8 мы опять сталкиваемся с неличной формой глагола, в данном случае, инфинитивом. Вспоминая стандартную конструкцию, мы выбираем who wanted B8 to watch


 

"No problem." said Mum. "I B9 ................. just ......................... (FIND) our old gas camping lamp and stove in one of the kitchen cupboards."[1]

В В9 мы снова имеем прямую речь, и подсказку just, которая сразу диктует выбор Present Perfect:

I В9  have just found


 

Everyone said that they B10 ...............................( NOT  ENJOY) themselves so much for ages, even if Dad had missed the football match.[1]

В В10 наша подсказка – for ages. Здесь многие по инерции употребят Present Perfect, не обратив внимания на said в предыдущем предложении. Мы имеем здесь пример косвенной речи, и надо вспомнить о согласовании времен. С учетом этих двух подсказок, наш выбор– Past Perfect:

that they В10 hadn’t enjoyed themselves….


 

3 Проверяем себя! Не забудьте проверить свои ответы, это не займет много времени, но поможет уловить, например, Past Perfect вместо Present Perfect в В10. Мы советуем всегда осуществлять проверку.

 

 А теперь я открою маленький секрет – это задание было взято из сборника для подготовки к ГИА, то есть к экзамену в 9 классе, а не к ЕГЭ. (Соответственно, я перенумеровал вопросы: с В3-В9 в В4-В10, для соответствия ЕГЭ.) Почему я так поступил?

 Во-первых, составители заданий работают так, что между ГИА и ЕГЭ разница совсем небольшая. Она есть в количестве заданий, она есть в смысле чуть более простой лексики в ГИА, и ее почти нет в уровне сложности.  Часто уровень сложности заданий ГИА, предлагаемых в некоторых пособиях,  оказывается выше уровня сложности заданий ЕГЭ.

 Во-вторых, часть грамматических заданий ЕГЭ среди вопросов В4-В10 не относятся, собственно, к системе времен английского языка. К примеру, вам предлагается изменить слово ONE так, чтобы оно соответствовало тексту, и вы пишете в ответе FIRST. Это не словообразование, но и не система времен, а мне хотелось проиллюстрировать именно последнюю.

 Вот этими двумя соображениями и был продиктован мой выбор.

 Во второй статье Сдать ЕГЭ на 100 баллов: Грамматика и лексика. Задания B4-B10. Часть IIмы рассмотрим характерное задание уже ЕГЭ.

 Конечно, в одной или двух статьях невозможно рассказать о системе английских времен в целом, знание которой тестируется в этом задании ЕГЭ. Для быстрого повторения и систематизации материала мы можем рекомендовать нашу  книгу Секреты английской грамматики, особенно ее главы 1.4 Настоящее время и 1.5 Прошедшее время.Также рекомендум освежить свои знания английского инфинитива, прочитав нашу небольшую книжку Инфинитив. To be or not ot be

 Желаем успеха на экзамене!

Литература

1 Evans V., Dooley J., Gashimov E., Kurovskaya A. Practice Exam Paper, secondary school. Express Publishing. 2011

 

Полный текст задания:

One winter evening Lena and her brother Harry B4 ............................................( PLAY )video games while their mum and dad were watching TV. The living room was very cosy with a nice log fire and everyone

was happy. Then it started raining outside and the wind was strong and stormy. The sky B5...................................( LIGHT UP) by flashes of lightning and the thunder was deafening. Suddenly, all the lights went out and the electrical appliances stopped B6 ............................( WORK) .

"Now what are we B7 ....................................................?"( DO) asked Dad, who wanted B8 ...............................( WATCH) a football match on TV. He went off in search of candles, but unfortunately they didn't have any.

"No problem." said Mum. "I B9 ................. just ......................... (FIND) our old gas camping lamp and stove in one of the kitchen cupboards."

Half an hour later everyone was drinking hot tea and eating slices of toasted bread which Mum cooked in front of the log fire! They told each other funny stories, as the butter ran down their fingers. Everyone said that they B10 ..........................................( NOT  ENJOY) themselves so much for ages, even if Dad had missed the football match. Then suddenly the lights came on again and everything was back to normal.

Оцените, пожалуйста, материал: 
Average: 5 (11 votes)