Дрессированный голубь, или чем английский язык похож на науку

  • Posted on: 22 February 2015
  • By: dimikkio

Английский репетитор Отрадное обсуждает творческие качества, необходимые для изучения английского языка. Практические рекомендации по запоминанию слов.


Конечно, английский язык не только похож на науку, он – сама эта наука и есть, как часть лингвистики. Но речь не совсем об этом. Речь о том, чем процесс изучения английского языка, как второго иностранного, похож на научную деятельность.

 Дрессированный голубь – это забавный случай, произошедший со мной в Ботаническом саду вчера. Мы выходили из-за поворота, и я был скорее сконцентрирован на своей английской аудиокниге, чем на чем-то еще. Но все, происходящее вокруг, естественно, тоже воспринималось. И вот вижу картину: на дорожке стоит девушка. Метрах в трех от нее – голубь. Обычный сизарь, или как они там называются. И она строго говорит голубю: «Ко мне!» И повторяет это несколько раз. Я воспринимал все это, скажем так, не сконцентрированным сознанием, потому что никаких сигналов опасности не поступало. И на какое-то мгновение у меня возникла мысль: «Ничего себе! Уже голубей дрессируют, как собак!» Естественно, длилось это недолго, через секунду я увидел, что девушка, голубь и комнатная собачка девушки находились на одной прямой, причем изначально мне не было видно собаки. Слышно тоже не было – речь читающего аудиокнигу заслоняла негромкие звуки, а собачка не лаяла – так, исследовала травку-муравку.

 Во-первых, было забавно. Я тут же рассказал жене, теперь вот рассказываю вам. Но, во-вторых – у этого случая есть серьезное содержание. Если внимательно посмотреть на описанную ситуацию, возникает следующий вопрос: человек, способный поверить в то, что дрессируют голубей – умственно неполноценный? Вообще, определение умственной полноценности или  неполноценности – сложное и глобальное дело, для которого не хватит и книги, не говоря уж о статье. Но видимо, можно ответить так: среднестатистический человек со средним IQ вряд ли поверит в существование дрессированных голубей. Вероятность этого низка. Он скорее поверит в пришельцев, мировой заговор и планету Убунту, но это – отдельный разговор.

 Я надеюсь, что я сам – средний человек. С одним небольшим «но» - у меня в силу разных обстоятельств присутствует качество, необходимое для полноценного мозгового штурма – рассмотрение всех вариантов. Те, кто интересовался передачей Что?ГдеКогда?, видели телевизионный вариант мозгового штурма в действии. Самая важная фраза, которую произносил капитан команды знатоков, это – «Так. Что еще?». Вот это «Что еще?» - это просмотр всех вариантов решения стоящей перед ними загадки, и вероятных, и менее вероятных.  На самом деле, это качество в существенно более сильной степени присуще настоящим ученым. И оно, в том числе, приводит к тому, что некоторые из них  кажутся людьми «не от мира сего».

 Изучение английского языка, конечно, не наука. Не зря в отечественных учебниках часто повторяется слово «правило». В английском языке многое фиксировано, как например, порядок слов. Но если изучать английский язык, как набор правил и ограничений, то увы, результат будет очень посредственным, если будет вообще. Потому что – английский язык, как всякий язык, отражает жизнь, а жизнь невозможно запихнуть в ограничивающие рамки.

  Естественно, я не призываю вас рассмотреть все варианты построения Present Simple – тут надо выучить и отработать то, что фиксировано в английском языке на данный момент. Но высвободить свою креативность, почувствовать и совершить свое открытие английского языка имеет смысл каждому студенту, который хочет максимально быстрого и эффективного результата в изучении языка. Та область, в которой это необходимо в первую очередь – это формирование своего словарного запаса.

 В какие моменты можно применять мозговой штурм, рассматривая неожиданные для здравого смысла варианты? Самый яркий - когда мы угадываем значения новых слов. Это очень важный момент, и тот, кто умеет хорошо угадывать, имеет преимущество над остальными студентами английского языка – его пассивный словарный запас сразу становится существенно больше, практически без всяких дополнительных усилий.  Именно в такие моменты дрессированный голубь – это то, что надо рассматривать, наряду с дрессированной собачкой.

  Конечно, момент языковой догадки – не единственный, в котором важна креативность и гибкость мышления. Очень важно применить максимально творческий подход в процессе запоминания новых английских слов, особенно с абстрактным содержанием. Слово «стол», сказанное на русском, имеет четкий, пусть у каждого и свой, образ стола, с которым без проблем связывается английское слово table. А если взять, к примеру, appointment – договоренность о встрече. Как запоминать его? Вот один из возможных путей. Допустим, вы уже знаете слово point, среди значений которого есть и «точка», и «указывать». А дальше вы рисуете себе картинку:  вечер рабочего дня, и босс указывает секретарше  на точку в журнале записей посещений на следующий день. Он points – указывает. На точку – point. И говорит: А вот эту договоренность о встрече я аннулирую. Этого – не пускать, он меня обкрадывает, и вообще я его уже уволил.

 Каждый нарисует свою картинку. Многие используют свою логическую цепочку, связывая сложное абстрактное слово с более простыми и конкретными. Важно – нарисовать какую-то картинку, связать слово и образ. Этот образ неизбежно будет более сложным, чем образ стола. Слово «стол» в родном языке мы учим в год-два, а фразу «Вам назначено?» начинаем понимать существенно позже, уже в школе. В процессе такого анализа вам понадобится именно то качества, нужные для мозгового штурма.
 
 Проблема в том, что жизнь загоняет нас в жесткие рамки не только в английском языке, и к определенному возрасту в сфере умственной деятельности некоторые просто костенеют. Почему бы не рассматривать английский язык и его изучение как лекарство против такого окостенения? Я совершенно не призываю вас срочно стать гениальными учеными и таким образом повысить эффективность изучения английского языка. Я призываю и советую высвободить свою креативность, творческую часть своей натуры в подходящие для этого моменты изучения английского языка. Вы сами найдете такие моменты, и получите истинное удовольствие от маленьких шедевров, на которые, я уверен, способна творческая часть вашей личности. Надо только отпустить ее с поводка, как ту маленькую собачку в Ботаническом саду.


Дополнение при переносе статьи:

Наверное, изучение английского языка - самый простой способ реализовать концепцию непрерывного образования на практике. Я совершенно не призываю вас бесконечно долго платить репетиторам. В сети полно бесплатных материалов. Например, наш новый сайт дистанционного обучения. А к нему - ежедневный просмотр BBC World news in one minute. Всего минута в день. Плюс пять минут на языковой тренажер с нашего сайта. Шесть бесплатных минут в день.
 

 
 
Оцените, пожалуйста, статью: 
Average: 5 (1 vote)