Чтение. Задание В3.Часть 1

  • Posted on: 13 February 2015
  • By: dimikkio

Первая статья от репетитора английского Отрадное, посвященная заданию В3 из раздела Чтение. Подробно проанализирован пример из демонстрационного варианта ЕГЭ 2011 года.


Сложность этого задания состоит в том, что сам  уровень сложности может сильно варьироваться, уж простите за тавтологию.  Это, с одной стороны, проблема разработчика задания, т к желательно делать  задания одного уровня, но это сложно. Такая ситуация немедленно усложняет  подготовку к этому типу задания – слишком много вариантов, чтобы их можно было  просто перечислить.

  От того,  как именно создатели задания вырезали из исходных предложений те фрагменты, что  нам предстоит вставить, зависит очень многое. Наша задача – найти в процедуре  выделения фрагментов характерные черты.

  Среди фрагментов вы обязательно увидите несколько законченных придаточных предложений.   В приводимом ниже примере все семь  фрагментов именно таковы. Во второй статье Сдать ЕГЭ на 100 баллов: Чтение. Задание  В3. Часть 2 мы разберем пример, когда это не так.

 В этом  случае мы обращаем внимание на соединительные слова (относительные местоимения, Relative Pronouns) : which означает, что в основном предложении мы имеем дело с  предметом, а who – с человеком. В  случае so и  because мы имеем дело с  причинно-следственной связью в сложном предложении.  

 Перейдем  непосредственно к заданию, и посмотрим, как это работает на практике.


 

Первое прочтение

B3

Прочитайте текст и заполните пропуски A-F частями предложений,  обозначенными цифрами 1-7. Одна из частей в списке 1-7 лишняя. Зане­сите цифру,  обозначающую соответствующую часть предложения, в таблицу

  1.   which is above Earth's atmosphere.
  2.   which are transmitted to scientists on  Earth.
  3.   which is invisible to the human eye.
  4.   who calculated the speed at which galaxies  move.
  5.   so it has a clear view of space.
  6.   because many stars are in clouds of gas.
  7.   but where it is.

 Первым  делом следует прочитать фрагменты, и проанализировать их в том духе, о котором  говорилось выше. Здесь мы имеем:

А. Дополнительные придаточные предложения (то  есть, по сути, развернутое дополнение) с предметом:

  1.   which is above Earth's atmosphere.
  2.   which are transmitted to scientists on  Earth.
  3.   which is invisible to the human eye.

В. Дополнительные придаточные предложения (то  есть, по сути, развернутое дополнение) с человеком:
  4.   who calculated the speed at which galaxies  move.

С. Причинно-следственная связь:

  5.   so it has a clear view of space.
  6.   because many stars are in clouds of gas.

D. Непонятно что. По всему  похоже, что обстоятельство, но может использоваться по-разному, например, в эмфатическом  ударении. Ясно одно – речь о предмете, т к во фрагменте  есть «it».

  7.   but where it is.


 

На следующем этапе наша основная подсказка связана  с числом. Если посмотреть на группу предложений А, то только в одном – во втором,   есть множественное число. Это большая  помощь нам.

 Теперь  читаем текст и вставляем, что можем вставить сразу.

Before  the Hubble Space Telescope was launched, scientists thought they knew the  universe. They were wrong.
The  Hubble Space Telescope has changed many scientists’ view of the universe. The  telescope is named after American astronomer Edwin Hubble, A______________________

Нам повезло, первый же фрагмент очевиден: только в  одном предложении речь идет о человеке, потому наш выбор однозначен:
  A - 4who calculated the speed at which galaxies move.


 

 

He  established that many galaxies exist and developed the first system for their  classifications.
  In  many ways. Hubble is like any other telescope. It simply gathers light. It is  roughly the size of a large school bus. What makes Hubble special is not what  it is, B______________________.

 Хорошо, что  ушло предложение с «who» - кто-то мог бы ошибочно использовать его здесь. Но,  если быть внимательным, видно, что имя собственное «Hubble» здесь уже используется для обозначения самого  телескопа. Конечно, человек, знакомый со средствами эмфатического ударения,  сразу увидит ответ, но мы смоделируем ситуацию среднего студента, которому  ответ не виден. Итак, мы подвергаем этот пункт дальнейшему анализу. Уберем из  исходного списка фрагментов все, что нам не подходит:

1 то, что уже использовал, и не сомневаюсь, то  есть 4.   who calculated the speed at which galaxies move.
  2 предложение 6. because many stars are in clouds of gas. – оно не подходит, т к не  согласуется по числу с «it», имеющемся в основном предложении.
  3 предложение 2.  which are transmitted to scientists on Earth. – оно тоже не согласуется по числу, здесь  множественное, в основном (главном) предложении – единственное.
  В  результате, наш список сужается до

1.   which is above Earth's atmosphere.
  3.   which is invisible to the human eye.
  5.   so it has a clear view of space.
  7.   but where it is.

 Оставим его  пока в таком виде, и перейдем к следующим пунктам.


 Hubble  was launched in 1990 from the "Discovery*" space shuttle and it is
  about  350 miles above our planet, C______________________.

Проводя аналогичный предыдущему анализ, мы  получаем возможные варианты в виде такого списка:

  1.   which is above Earth's atmosphere.
  3.   which is invisible to the human eye.
  5.   so it has a clear view of space.

 Движемся  дальше.


 

It  is far from the glare of city lights, it doesn't have to look through the air, D______________________.
  And  what a view it is! Hubble is so powerful it could spot a fly on the moon.

 Вот! Тот момент, которого мы ждали! Стопроцентная подсказка, если обратить внимание на  предложение, следующее не ПЕРЕД пропуском, а сразу ПОСЛЕ него. Предложение  перед пропуском лишь отдаленно намекает на  5. so it has a clear view of space, зато предложение после пропуска  прямо-таки однозначно указывает на него, ведь там есть слово «view»!
  Итак, наш  выбор однозначен:
  D - 5.   so it has a clear view of space.


 

 Yet  in an average orbit, it uses the same amount of energy as 28 100-watt light  bulbs. Hubble pictures require no film. The telescope takes digital images  E______________________.

 Нам  опять везет, но везет, как известно, сильнейшим. Мы – сильнейшие, и мы не  пропускаем эту подсказку: «digital images». Это ведь – то самое множественное число, которое в наших фрагментах встречается  редко. Выделяем из исходного списка фрагментов множественное число:
  2.   which are transmitted to scientists on  Earth.
  6.   because many stars are in clouds of gas.

 Варианта  всего два, отлично. Что касается because, то в этом случае должна  быть причинно-следственная связь. Должен задаваться какой-то вопрос, пусть и  неявно. Ничего этого нет. А вот фрагмент 2 подходит идеально, и потому наш  выбор опять однозначен:
  E - 2.   which are transmitted to scientists on  Earth.


 

 Hubble has snapped photos of storms on Saturn and exploding stars. Hubble doesn't just focus on our  solar system. It also peers into our galaxy and beyond. Many Hubble photos show  the stars that make up the Milky Way galaxy. A gal­axy is a city of stars.
  Hubble  cannot take pictures of the sun or other very bright objects, be­cause doing so  could "fry" the telescope's instruments, but it can detect infrared  and ultra violet light F___________________.

Наш последний фрагмент на первом проходе. Отмечаем  сразу, что слово «light» неисчисляемое, то есть  тут не будет множественного числа. Почему я уверен, что, например, сюда нельзя  вставить 6.   because many stars are in clouds of gas.? Из-за отсутствия запятой после  слова light. Отсутствие запятой означает,  что на 99% после этого слова стоит ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ дополнительное придаточное предложение.  То есть, такое, которое нельзя выкинуть без ущерба для смысла всего  предложения. Другими словами, отсутствие запятой означает существенность  информации в вырезанном фрагменте, но, главное для нас, тот факт, что эта  информация относится именно к слову «light». Если бы запятая была, то  вариант 6. because many stars are in clouds of gas. надо было бы рассматривать.

Что же у нас осталось, если учесть вышесказанное, убрать  множественное число и все, что мы уже использовали для вставки?

  1.   which is above Earth's atmosphere.
  3.   which is invisible to the human eye.
  7.   but where it is.

Вариант  7.   but where it is. кажется совсем  маловероятным, два but подряд в одном  предложении, да и по смыслу не подходит.

  1.   which is above Earth's atmosphere.
  3.   which is invisible to the human eye.

 Из двух оставшихся вариантов  3. which is invisible to the human eye. кажется сильно  предпочтительнее, потому что мы помним, что именно инфракрасные и ультрафиолетовые  лучи невидимы человеческому глазу. Сложнее, если мы не знаем слова invisible = невидимый. Тогда может помочь логика:
  Как свет  может быть «выше земной атмосферы», он же просто распространяется, он не  статичен, у света не может быть определенного положения вообще.
  Таким  образом, наш выбор однозначен:
  F - 3.   which is  invisible to the human eye.


 

Второе прочтение.

Вернемся теперь к тому, что нам не удалось сделать  на первом проходе. Естественно, на данном этапе мы используем списки подходящих  вариантов, которые мы составили на первом этапе, но учитываем в них только те  варианты, которые у нас остались:

He  established that many galaxies exist and developed the first system for their  classifications.
In  many ways. Hubble is like any other telescope. It simply gathers light. It is  roughly the size of a large school bus. What makes Hubble special is not what  it is, B______________________.

1.   which is above Earth's atmosphere.
7.   but where it is.

Hubble  was launched in 1990 from the "Discovery*" space shuttle and it is
  about  350 miles above our planet, C______________________.

1. which is above  Earth's atmosphere.

Мы видим, что в случае C все определилось без нашего участия, и у нас остался  всего один вариант. Его мы и выбираем:
C - 1.which is  above Earth's atmosphere.

Этот выбор одновременно решает и проблему В,  потому что там было всего два варианта, один из которых мы использовали. Итак,  наш последний выбор:
  B - 7.   but where it is.

В результате, лишним оказался вариант 6.   because  many stars are in clouds of gas.


 

 Резюме:

 1 Не  ожидайте, что все получится за один проход, то есть, при первом прочтении. Совершенно  нормально оставить один-два вопроса, в крайнем случае, три, на второе чтение.

2 Обращайте внимание на контекст не только ПЕРЕД,  но обязательно ПОСЛЕ вырезанного фрагмента. Если, конечно, сразу после пропуска  не идет красная строка и новый абзац. В этом случае, связь с последующим  контекстом существенно слабее.

3 Используйте главные подсказки в виде числа, одушевленное  – неодушевленное, исчисляемое – неисчисляемое.

4 Не паникуйте, если не знаете каких-то слов, просто  постарайтесь определить часть речи, и анализируйте ситуацию с учетом этого.

Во второй статье Сдать ЕГЭ на 100 баллов: Чтение. Задание  В3.Часть 2 мы разберем ситуацию, когда не все из фрагментов представляют собой  полные предложения.
  Удачи на  экзамене!

Литература
  1 Английский, немецкий, французский языки. СБОРНИК  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ, Авторы-составители: М.В.  Вербицкая, Н.М. Епихина, В.В. Матюшенко,  Т.М. Фоменко, Эксмо, М, 2009
  2 Единый государственный экзамен по ИНОСТРАННЫМ  ЯЗЫКАМ. Демонстрационный вариант контрольных  измерительных материалов единого  государственного экзамена
  2011 года по  английскому языку. Федеральное  государственное научное учреждение «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ». 2011


 

В заключение приведем полный текст задания:

B3

Прочитайте текст и заполните пропуски A-F частями предложений,  обозначенными цифрами 1-7. Одна из частей в списке 1-7 лишняя. Зане­сите цифру,  обозначающую соответствующую часть предложения, в таблицу

Before  the Hubble Space Telescope was launched, scientists thought they knew the  universe. They were wrong.
  The  Hubble Space Telescope has changed many scientists" view of the universe.  The telescope is named after American astronomer Edwin Hubble, A______________________
  He  established that many galaxies exist and developed the first system for their  classifications.
  In  many ways. Hubble is like any other telescope. It simply gathers light. It is  roughly the size of a large school bus. What makes Hubble special is not what  it is, B______________________.
  Hubble  was launched in 1990 from the "Discovery*" space shuttle and it is
  about  350 miles above our planet, C______________________.
  It  is far from the glare of city lights, it doesn't have to look through the air.
  D______________________.
  And  what a view it is! Hubble is so powerful it could spot a fly on the moon.
  Yet  in an average orbit, it uses the same amount of energy as 28 100-watt light  bulbs. Hubble pictures require no film. The telescope takes digital images  E___________________.
  Hubble  has snapped photos of storms on Saturn and exploding stars. Hubble doesn't just  focus on our solar system. It also peers into our galaxy and beyond. Many  Hubble photos show the stars that make up the Milky Way galaxy. A gal­axy is a  city of stars.
  Hubble  cannot take pictures of the sun or other very bright objects, be­cause doing so  could "fry" the telescope's instruments, but it can detect infrared  and ultra violet light F______________________.
  Some  of the sights of our solar system that Hubble has glimpsed may even change the  number of planets in it.

 

  1.   which is above Earth's atmosphere.
  2.   which are transmitted to scientists on  Earth.
  3.   which is invisible to the human eye.
  4.   who calculated the speed at which galaxies  move.
  5.   so it has a clear view of space.
  6.   because many stars are in clouds of gas.
  7.   but where it is.

 

                                                       

A

B

C

D

E

F

 

 

 

 

 

 

 
Оцените, пожалуйста, материал: 
Average: 5 (1 vote)